Авторы |
Владимир Павлович Воробьев, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: stlem2007@yandex.ru
Вера Николаевна Ретинская, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: bvnp@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Цифровизация социальных взаимодействий означает коренное изменение условий социализации подрастающих поколений, что пред-полагает, в частности, необходимость социологического анализа эволюции традиционных методов и форм конструирования государственной идентичности. Целью работы является исследование места, которое в условиях экспансии Интернета в молодежную среду занимают социализирующие воздействия на образно символическом уровне. Материалы и методы. Использована методология анализа «эстетической информации» (А. Моль) как важнейшего фактора социального влияния на формирование личности. Эмпирической основой работы стали итоги авторского анкетного опроса молодежи, проведенного в Пензенской и Саратовской областях, а также в г. Москве и Московской области в сентябре – октябре 2021 г. Кроме того, в статье использовались итоги качественного анализа тех элементов контента российских социальных сетей, которые направлены на дискредитацию символов и ценностей российской государственности. Результаты. Авторы приходят к выводу о снижении значимости персональных взаимодействий в процессе социализации индивида и по-степенном вытеснении этих взаимодействий безличными контактами, ориентированными на рост количественных показателей информации в ущерб ее образному со-держанию. Усиление значения Интернета в жизни молодежи снижает и социализирующую роль художественной культуры. Все это предполагает ослабление влияния национальной элиты на процесс формирования государственной идентичности молодежи. Выводы. Перед российским государством и гражданским обществом встает задача ослабления негативного влияния цифровизации общественных отношений на процессы формирования российской гражданской идентичности и переосмысления роли образно-символических элементов национальной культуры в данном процессе с учетом возможного использования потенциальных возможностей самих цифровых технологий.
|
Ключевые слова
|
молодежь, социализация, государственная идентичность, Интернет, цифровизация, виртуализация, образ, эстетическая информация
|